Народы Коми

Народы Коми

Народы Коми

Коми (в соответствии с их самоназванием, прежнее их название — зыряне) проживают на северо-восточных рубежах Европейской части России, главным образом в Республике Коми, а их южная группа, коми-пермяки, живут в Коми-Пермяцком автономном округе.

Ещё одна группа коми живёт по притокам реки Язьвы, берущей начало в горах Урала, это так называемые коми-язьвинцы. Небольшими группами коми проживают также и в других регионах Российской Федерации, например, в Западной Сибири и на Кольском полуострове. Коми примерно полмиллиона, более 80 процентов из них хранят верность родному языку. Почти четверть населения Республики Коми составляют коми.

Среди восточных финно-угорских народов история коми, вероятно, является наиболее своеобразной. Их часто упоминают как «самый европейский» из восточных финно-угорских народов. В истории коми, в их общественном развитии интересно то, что, с одной стороны, они в наибольшей степени усвоили «европейскую» (русскую) культуру, что произошло уже достаточно рано, а с другой стороны, им удалось сберечь древние традиции, имеющие финно-угорские корни, и сохранить свой язык. В последнее время народ коми продемонстрировал, что способен воспользоваться новыми возможностями. Таким образом, вовсе не случайно, что очередной Международный конгресс финно-угроведов, прошёл в Сыктывкаре, столице Республики Коми, ещё в 1985 году, при «старой системе». Это был первый случай, когда у целой большой международной группы появилась возможность изучить поближе мир восточных финно-угров — пусть даже поверхностно. Подобным же образом первый Всемирный конгресс финно-угорских народов в 1992 году тоже был организован в Сыктывкаре, уже после распада Советского Союза. Благодаря наступлению новых времён стало возможным в открытую говорить с точки зрения финно-угров о межнациональных конфликтах внутри Российской Федерации.

Самостоятельная история народа коми, согласно лингвистическим данным, началась в VII веке н. э. Их предки на рубеже III-II тыс. до н. э., являясь ещё частью единой финно-угорской общности, жили среди предков прибалтийско-финских, финно-волжских и угорских народов. После распада этой общности, приблизительно в середине II тыс. до н. э., формируются археологические культуры, в которых можно увидеть черты предков финно-пермских народов (коми и удмуртов). Население казанской археологической культуры (XIV-1X века до и. э.) со всей очевидностью составляли прапермяне. Эта культура может быть отнесена к Волго-Камскому бассейну, к восточной части более ранней волосовской культуры. К IX веку до н. э. были заселены также земли в бассейне р. Белой. В Волго-Камском бассейне в VIII-III веках до н. э. существовала ананьинская археологическая культура, которая представляет собой следующую стадию этногенеза пермских финно-угров. Население ананьинской культуры между V и III веками до н. э. покинуло пойму р. Вятки и обосновалось на левом берегу Волги. Большая часть населения сосредоточилась в районе слияния Белой и Камы. Вследствие почти двухтысячелетнего совместного проживания финно-пермских народов близкородственность современных коми и удмуртского языков заметна даже не языковеду. Соседями прапермян в этот период являлись народы иранского происхождения; иранское влияние проявляется в пермских языках и в настоящее время (к примеру, из иранских диалектов вошло в коми язык слово, которое и в венгерском языке является иранским заимствованием и сейчас звучит почти так же коми ezis (эзысь). венг. ez (st («серебро»). Во второй половине I тыс. н. э. коми вступили в контакт с волжскими булгарами. Поскольку удмуртский язык сохранил намного больше булгарско-тюркских заимствований, чем коми-зырянский, можно предполагать, что предки зырян жили несколько севернее протоудмуртов. Соседями пермян были также древние венгры из поволжской Великой Венгрии, что подтверждается общими лексическими и грамматическими элементами в пермских языках и в венгерском, которые в прочих финно-угорских языках отсутствуют. Например, общими являются: слово kenyer «хлеб», формообразующий суффикс инфинитива — ni? суффиксы числительных -пс и -ven/v (n: kilenc, harmins, negyven (означают соответственно «девять», «тридцать», «сорок»). Связи венгров с пермянами, согласно единодушным мнениям многих учёных, не могли быть интенсивными и длительными.

В период существования волжско-булгарских и пермских связей произошло окончательное разделение прапермског

Запись опубликована в рубрике Общество. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.